tor2-672x372

Единая правовая основа создания и функционирования особых экономических зон (далее – ОЭЗ) в Российской Федерации заложена Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Согласно ст.3 указанного Федерального закона, «особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции».

Перечень ОЭЗ приведен на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, он регулярно актуализируется.

Промышленно-производственные ОЭЗ:

«Астрахань»

г. Владивосток

«Липецк»

«Алабуга»

«Тольятти»

«Моглино»

«Титановая долина»

«Калуга»

Туристско-рекреационные ОЭЗ:

Республика Алтай, «Алтайская долина»

Республика Бурятия, «Байкальская гавань»

Алтайский край, «Бирюзовая Катунь»

Ставропольский край, «Гранд Спа Юца»

Иркутская область, «Ворота Байкала»

Приморский край, «Остров Русский»

Туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея

Портовые ОЭЗ:
Ульяновская область, «Ульяновск-Восточный»

Хабаровский край, «Советская Гавань»

Мурманская область

 

Для своих резидентов ОЭЗ предусматривают целый ряд преференций и льгот, делающих ведение бизнеса на территории ОЭЗ весьма привлекательным: налоговые льготы, готовая инфраструктура, система «одного окна», сводящая к минимуму административные барьеры, выгодные условия аренды земельных участков, возможность применения таможенной процедуры режима свободной таможенной зоны.

Для ведения льготируемой деятельности в ОЭЗ хозяйствующему субъекту необходимо получить статус резидента ОЭЗ, для чего нужно пройти процесс, включающий несколько стандартных этапов.

  1. представление в Минэкономразвития России заявки установленной формы на заключение соглашения о ведении вида деятельности, соответствующего профилю избранной ОЭЗ, с приложением бизнес-плана (инвестиционной декларации), а также иных установленных законодательством документов.
  2. рассмотрение заявки и прилагаемых документов в Минэкономразвития России. Минэкономразвития принимает на этом этапе либо решение о передаче заявки на заключение соглашения и бизнес-плана в экспертный совет по промышленно-производственным, технико-внедренческим, туристско-рекреационным или портовым ОЭЗ, либо решение об отказе в рассмотрении заявки на заключение соглашения.
  3. оценка бизнес-плана заявителя соответствующим экспертным советом. На данном этапе экспертный совет выносит и направляет в Минэкономразвития России либо решение о поддержке, либо решение об отказе в поддержке проекта заявителя.
  4. В зависимости от решения экспертного совета по итогам рассмотрения бизнес-плана, Минэкономразвития России уведомляет заявителя либо о заключении с ним соглашения об осуществлении (ведении) профильной деятельности в ОЭЗ, либо об отказе в заключении с ним такого соглашения.
  5. Заключение заявителем и Минэкономразвития России соглашения об осуществлении (ведении) профильной деятельности в ОЭЗ.
  6. Минэкономразвития России вносит в реестр резидентов ОЭЗ запись о регистрации заявителя и выдает заявителю соответствующее свидетельство.

С этого момента у хозяйствующего субъекта появляются права и обязанности резидента ОЭЗ.

При этом следует учитывать, что привилегии статуса резидента ОЭЗ могут быть доступны хозяйствующим субъектам при соблюдении целого ряда законодательно установленных условий, как то:

— осуществление деятельности, предусмотренной заключенным соглашением об осуществлении деятельности;

— осуществление инвестиций и капитальных вложений в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности;

— соблюдение запрета на передачу другому лицу прав и обязанностей по соглашению об осуществлении деятельности и др.

Налоговые преференции для резидентов ОЭЗ предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях, и зависят от типа ОЭЗ и законодательства субъектов Российской Федерации, на территории которых созданы ОЭЗ. Актуальная информация о них доступна на сайте Минэкономразвития России, а также на официальных сайтах ОЭЗ.

Существуют общие для всех типов российских ОЭЗ налоговые льготы: пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации; освобождение резидента ОЭЗ от уплаты налога на имущество на срок до лет, в зависимости от ОЭЗ, с момента постановки имущества на учет при выполнении условий приобретения для осуществления деятельности на территории ОЭЗ, нахождения и фактического использования имущества на территории ОЭЗ, а также преференции по транспортному налогу, устанавливаемые субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются ОЭЗ, и освобождение от уплаты земельного налога на несколько лет.

Пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения НДС на территории Российской Федерации проведения работ (оказания услуг) резидентами портовой ОЭЗ в портовой особой экономической зоне.

Помимо этого, на территории каждой ОЭЗ могут устанавливаться дополнительные преференции и льготы.

Налог на добавленную стоимость – один из важнейших факторов, определяющих цену реализуемых хозяйствующим субъектом, находящимся на общем налоговом режиме, товаров и, соответственно их конкурентоспособность. Именно поэтому наибольший интерес и, вместе с тем, наибольшее количество вопросов среди большинства потенциальных инвесторов ОЭЗ вызывают режим свободной таможенной зоны и возможность применения налоговой ставки НДС 0%, установленной пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, при реализации товаров резидентам (участникам) ОЭЗ. При каких условиях возможна экономия на НДС при ведении бизнеса в ОЭЗ, при каких условиях экономия НДС при ведении бизнеса на территории ОЭЗ максимальна?

По общему правилу, ввоз импортных товаров на территорию ОЭЗ освобождается от уплаты таможенных пошлин и НДС в случае ввоза их на условиях свободной таможенной зоны. Особенностью ОЭЗ является то, что при ввозе товаров на их территорию допускается заявление любого таможенного режима, в зависимости от целей перемещения. Режим же свободной таможенной зоны действует при продаже товаров или их использовании в производстве на территории ОЭЗ, в том числе другой ОЭЗ где также действует таможенный режим свободной таможенной зоны, предусматривающий освобождение от уплаты НДС и акцизов при ввозе российских товаров в такую ОЭЗ.

Ввозимые на территорию ОЭЗ, в том числе с остальной территории РФ, товары в режиме свободной таможенной зоны, реализуемые резидентам ОЭЗ, будут облагаться по ставке 0%.

При этом следует помнить следующее. Территория ОЭЗ имеет статус постоянной зоны таможенного контроля. Нерезиденты ОЭЗ также могут оказаться в кругу лиц, деятельность которых подконтрольна таможенным органам (в случае приобретения прав на товары, выпущенные в режиме свободной таможенной зоны).

Резиденты и нерезиденты ОЭЗ обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории ОЭЗ и представлять таможенным органам отчетность в отношении этих товаров.
При передаче товаров нерезиденту особой экономической зоны использование таможенного режима свободной таможенной зоны должно быть прекращено.

Использование ставки 0% в случае, если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должно быть подтверждено в порядке, установленном ст. 165 НК РФ.

Резидент ОЭЗ, чья деятельность в пределах одной или нескольких ОЭЗ предоставляет возможность использовать законодательно установленные для ОЭЗ способы оптимизации НДС, вплоть до полного от него освобождения, должен уделять значительное внимание квалифицированному оформлению необходимых документов налоговой и таможенной отчетности.